Славный воин-сибиряк

Как устроена мужская состязательная культура в Сибири

Военная история России знает немало случаев, когда воины-сибиряки проявляли истинный героизм и влияли на ход военных действий. Героизм сибирских полков проявлялся Отечественной войне 1812 года, русско-японской кампании (1904 – 1905 гг.) и Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.). Можно найти множество примеров героизма и храбрости, которые показали сибиряки в годы Великой Отечественной войны. Боеспособность и сильный воинский дух сибирских частей были отмечены даже противниками.

Известный немецкий генерал и военный историк Гюнтер Блюментритт, который принимал участие молодым офицером в Первой мировой войне, писал:

«Сибиряк… ещё выносливее, ещё сильнее и обладает значительно большей сопротивляемостью, чем его европейский соотечественник. Мы уже испытали это на себе во время Первой мировой войны, когда нам пришлось столкнуться с сибирскими армейскими корпусами».

В чём «секрет успеха» сибирских воинов? Возможно, всё дело в особом сибирском характере, который сформировался благодаря суровому климату. А может дело в том, что сибиряки были более физически крепкими, потому что их материальное положение было лучше, чем у жителей европейской части России? Причин этому могло быть много, но хотелось бы остановиться на той, о которой не так часто задумываются.

С давних времён у сибиряков было принято в течение года устраивать всевозможные состязания между мужчинами на силу и ловкость. В каком-то смысле, такие состязания были сродни современному спорту. Однако между современным спортом и состязаниями того времени есть значительная разница. Во-первых, спорт существует в рамках спортивных организаций: клубов, дворцов спорта, спортивных секций, школ. Раньше же о таких вещах, как спортивная секция или дворец спорта, не могло идти и речи. Все состязания между мужчинами происходили на природе или на улицах и приурочивались к праздникам. Отголоски этого можно встретить и сейчас, когда обязательной частью любых массовых праздников становятся спортивные состязания для всех желающих.

В отличие от современности, к состязаниям женщины категорически не допускались, хотя встречались и исключения. Есть немало рассказов о том, как физически крепкие женщины выходили бороться с мужчинами вместо своих «замухрыжных» и трусливых мужей. Но самое главное отличие между спортом и состязаниями того времени — состязания на силу и ловкость были частью жизни каждого трудоспособного мужчины. Современный спорт не для всех, им занимаются только те, кто этого хочет, и большая часть современных людей со спортом имеют мало общего.

Пётр Грузинский «Масленница» 1889 г. (Wikimedia Commons)

В совокупности все состязания на силу и ловкость принято называть мужской состязательной культурой сибиряков. Состязания мужчин в силе и ловкости – явление общечеловеческое. Их проявления можно найти почти в любом уголке нашей планеты и на любом историческом промежутке. Культурные и природные особенности тех или иных территорий создавали непохожие друг на друга состязания. Но было в них и много общего. Сибирская мужская состязательная культура во многом «выросла» из русской состязательной культуры, но имела и свои особенности, главным образом из-за многонациональности региона.

Конные бега – крестьянское ли дело?

Чисто сибирской особенностью состязательной культуры были конные скачки. Конные бега за пределами Сибири любили проводить только казаки, здесь же в них участвовали крестьяне. Такую популярность скачек у сибирских крестьян можно объяснить двумя причинами. Сибирские крестьяне были более зажиточные, чем крестьяне других регионов России. Они могли позволить себе использовать лошадей для развлечений. Свою роль в популярности скачек сыграли и соседствующие тюркоязычные народы. Они вовсю «бегали» по праздникам на конях наперегонки. Русские крестьяне, увидев это, воистину, зрелищное состязание, переняли его и перестроили под себя.

«Бега» между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда. 1904 г. Фото А. Макаренко.

Самыми большими любителями скачек были сибирские старожилы или, другими словами, коренные русские сибиряки. «Бегали» они на довольно большие дистанции – до 12 километров. За победу в таком состязании проигравший выставлял победителю ведро водки. В зимний период, на праздник Масленицы, скачки устраивались на лошадях, запряженных в сани, а летом верхом. Изобретательность старожилов доходила до того, что скачки могли устраивать на груженых телегах, запряженных ломовыми лошадьми. В некоторых местах с правилами скачек изощрялись по-особому: лошадей разгоняли перед соревнованиями заранее, подхлестывали, но не давали срываться с места, потому что во время бегов их нельзя было подгонять.

Кроме старожилов, в умении быстро скакать верхом соревновались крестьяне-переселенцы из южнорусских губерний Российской империи, но происходило это не на саму Масленицу, а накануне, в субботу. Бегали как партиями, так и по одиночке. Выигрывавший получал подарок деньгами, либо скотиной. Мужчины после окончания скачек собирались потом на общую трапезу.

Общая мужская трапеза была обычным делом после любых состязаний. На них мужчины, забыв все обиды и недомолвки после соревнований, распивали общую чашу с хмельными напитками, пели песни и чествовали победителей. За общим столом происходило примирение тех, кто был раздосадован поражением или получил от другого увечье. Благодаря общей трапезе весь тот выброс адреналина, что происходил ранее, сходил на нет. Такое завершение состязаний приводило к тому, что среди крестьян любые проявления агрессии просто-напросто не возникали, её зачатки выплескивались в игровом противостоянии и пропадали.

Увлечение конными скачками развивало навыки управления лошадью у сибирских крестьян, которые в дальнейшем им пригождались и в условиях службы в армии. Во время войн, когда применялась кавалерия и другие конные части, сибирские конные подразделения проявляли себя на высоком уровне.

Взятие снежного укрепления

Чисто сибирским явлением состязательной культуры можно назвать игру «взятие снежного городка», в которую сибирские крестьяне и казаки играли в период праздника Масленицы. Можно предположить, что эта игра появилась в среде сибирского казачества, а потом уже распространилась и среди крестьян. Корни этой игры следует искать в исторических событиях времен освоения Сибири. В этот период, осваивая территорию за территорией, казаки возводили маленькие крепости для защиты вновь освоенных земель от набегов недружественных сибирских народов. В память об этом и могла возникнуть такая игра.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 г., Государственный Русский музей

У игры «взятие снежного городка» большое число вариантов. Иногда она принимала вид настоящей военной баталии с участием нескольких сотен человек. Строилась большая крепость, напоминавшая своим видом настоящее военное укрепление, и на ее защиту вставали пешие крестьяне, вооруженные метлами, трещотками и даже ружьями с холостыми зарядами. Целью защитников было защитить от вторжения внутренний периметр крепости. Атакующие же придерживались иной тактики. Они садились верхом на лошадей и пытались прорвать оборону, на всем скаку врываясь в крепость. Однако, громкие выстрелы ружей, шум трещоток и колючие метлы не позволяли им добиться быстрой победы. Взятие такой крепости превращалось в самые что ни на есть военные учения, а азарт участников приводил к тому, что многие из них получали увечья. Кроме увечий была и польза: участники каждой из сторон приобретали значительный опыт по атаке и защите укреплений. Через игровую форму эти навыки закреплялись в памяти сибирских крестьян и с лёгкостью вспоминались на полях настоящих сражений.

Существовали и более простые варианты этой игры. Смысл в таком случае заключался в добыче какого-нибудь приза, который ставился на вершину «крепости». В таких вариантах игры «крепость» не была похожа на настоящие укрепления, а выглядела как выложенная из снега стена с деревянной перегородкой сверху.

Игра «взятие снежного городка» развивала в мужчинах военно-тактические навыки и давала представления о том, каким образом организовывать оборону и осаду укреплений. Благодаря ей сибиряки осваивали взаимодействие в строю, учились не бояться массового столкновения с противником.

Сибирское «кунг-фу»

Очень важное место в состязательной культуре сибиряков занимали рукопашные состязания, которые проводились как на праздниках, так и в повседневной жизни. В течение всего года мужчины устраивали между собой состязания по борьбе, дрались на кулаках, на палках, демонстрировали свою силу и ловкость.

Самым популярным рукопашным состязанием у сибиряков долгое время была борьба. Этот вид единоборств был чрезвычайно популярен среди крестьян и имел много вариантов. Каждый из них отличался особыми правилами и наборами борцовских приемов. Особой популярностью пользовалась борьба «на поясах», причём в обоих её вариантах: как с использованием ног, так и без него. Борьба происходила по следующим правилам: борцы хватали друг друга за пояса и старались уложить противника на спину, при этом оставаясь на ногах. В качестве борцовских поясов выступали те, что крестьяне носили в своей повседневной жизни.

Борьба «на поясах». Реконструкция. Фото Гарика Дьяченко.

Помимо борьбы «на поясах» существовала и борьба «не в схватку». В ней были разрешены любые захваты и подсечки, однако не использовались болевые приемы и удушения. Такая борьба была распространена меньше, чем «на поясах», но к середине XX века сравнялась с ней в популярности. Борьба «на поясах» и борьба «не в схватку» в силу своих правил требовали от участников хороших борцовских навыков и ловкости. Грубая физическая сила здесь совершенно не играла никакой роли, а в схватках побеждал тот, кто не только умел хорошо держаться на ногах, но и знал как можно больше приёмов.

К XX веку практически потеряла свою популярность такая разновидность борьбы, как «русская». В разных регионах Сибири она имела и другие названия, например, «в крест», «мужицкая», «в схватку». Правила были следующие: борцы «обнимали» друг друга и складывали руки за спиной «в замок», при этом правая рука находилась над плечом, а левая под противоположной рукой противника. Целью являлось положить противника на спину, при этом оставаясь самому на ногах. Все приемы, связанные с ногами, исключались, а расцеплять руки во время поединка было запрещено. В отличие от двух первых разновидностей, в борьбе «в крест» решала грубая физическая сила.

Привычка бороться прививалась сибирякам с самого детства, поэтому в течение всего года в свободное от работы время сибирские крестьяне то и дело состязались между собой. Вместо отдыха или перекура они с удовольствием выясняли, кто из них лучший борец. Боролись всегда и везде: на праздниках, во время отдыха, зимой и летом. Летом «борцовским ковром» служила любая более-менее ровная поляна, зимой – лед реки или зимний ток*. В борьбе принимали участие почти все возраста: начиная от мальчишек и заканчивая стариками.

Борьба на съезжем празднике в Царёвом Кургане, 1895 г. Фотограф А. И. Кочешев. Курганский областной краеведческий музей.

Закономерным будет вопрос о том, как сибирские крестьяне учились бороться. Они не ходили в специальные спортивные секции, не было у них и мастеров по единоборствам, которые бы передавали знания другим. Подготовка и отработка приёмов происходила во время самого процесса. С каждым новым поединком борец учился чувствовать противника, его слабые места, неожиданно находил для себя новые приёмы, а потом их и закреплял. С каждым новым противником крестьянин получал и развивал свои навыки борьбы, формировал свой борцовский стиль, не похожий на другие. И если в традициях восточных единоборств стили формировались мастерами, которые потом обучали им остальных, создавая свои школы, то у сибиряков стилей было ровно столько, сколько было борцов. Все это приводило к тому, что сибирские крестьяне по большей части были неплохими борцами. Развитые борцовские умения играли значительную роль в боеспособности воинов-сибиряков. В ходе рукопашных схваток, которые случались не только во время войн XVIII – XIX веков, но и даже в XX веке, умение быстро уложить на землю противника приходилось как нельзя кстати.

Палочная наука

Говоря о рукопашных состязаниях русских сибиряков, не стоит забывать и о таком виде состязаний, как палочные бои. Палочные бои имели разные варианты. В одном из них орудие выглядело как палка длиной около метра небольшой толщины. По правилам разрешались только проносные, рубящие удары, а тычковые были строго запрещены. Правила определяли также и то, куда можно было наносить удары: плечи, ягодицы и бедра. В этом варианте бой велся до того момента, пока один из противников не сдастся.

Существовала и другая вариация. В этом случае орудие представляло собой длинную палку полтора – два метра в длину и в руку толщиной. Такие палки называли «стежками». С начала XX века то и дело этим орудием оказывались колы из оказавшегося рядом забора. Доподлинно не известно, куда разрешалось бить в этом варианте палочных боев, однако можно установить, что бой велся до того момента, пока один из бойцов не оказывался лежащим на земле.

Палочные бои не имели такой популярности, как борьба, однако играли не менее значимую роль в подготовке к реальным боевым действиям: во время драки на палках крестьяне получали первичные навыки работы с холодным оружием.

«В бою не побываешь — боя не узнаешь»

Очень важной составляющей состязательной культуры сибиряков были кулачные бои. Они издавна были популярным мужским развлечением в народе, однако в Сибири уступали в популярности борьбе. Ряд особенностей выделял кулачные бои в Сибири из общерусского боя.

Для общерусского варианта кулачных боев основное правило деления на противоборствующие группы («партии») было по принципу «земли». Например, если кулачные бои происходили между жителями одной деревни, то каждая из двух «партий» собиралась из крестьян, живущих в разных «районах» (или по-старинному «концах») поселения. В Сибири сложилось ещё одно правило деления на противостоящие «партии». В сибирских сёлах и деревнях одновременно могли проживать представители разных этнокультурных групп и народностей: сибирские старожилы, переселенцы из южнорусских и центральных губерний, украинцы, белорусы, мордва, марийцы и другие. Поэтому столкновения в кулачных боях происходили как раз между представителями этих самых групп или народностей. А вот если деревня была монолитной в этом плане, то кулачных боёв в ней могло вообще не бывать. Так, в старожильческих поселениях кулачные бои не проводились.

Кулачные бои не были делом стихийным и беспорядочным, поэтому у них всегда было отдельное место проведения. Популярным местом встречи любителей помахать кулаками как правило был мост. «Партии» бойцов, сходились на мосту, и в драке старались сбросить друг друга вниз, на лед. Выигравшей считалась «партия», оставшаяся сверху. Вторым по популярности местом для проведения кулачных боев была река (естественно, в зимнее время). В этом случае победителем считалась та «партия», что оставалась стоять на ногах.

Изображение кулачного боя стенка на стенку. Гаген Доминик Эрнестович. 1838. (www.sphinxfineart.com)

Сибирский кулачный бой отличали довольно свободные правила проведения. Сибиряки любили проявлять творческую натуру во многих состязаниях, коснулось это и кулачных боев. Известны случаи, когда сибиряки в драке использовали удары ногами, что не запрещалось правилами. Также зачастую они использовали в кулачных боях оружие, как правило колы от забора. Иногда это могли быть кастеты. Подобные вольности не были знакомы кулачным бойцам, живших за пределами Сибири. Но несмотря на такие свободные правила кулачных боев, до убийств или тяжелых увечий не доходило, во многом благодаря тому, что кулачные бои на Масленицу воспринимались населением, как забава: после их проведения «враждующие» партии мирились. Кроме того, существовало правило «лежачего не бьют».

Самым распространенным видом кулачного боя на территории Сибири был «свалка-сцеплялка». Здесь не было строгого выстраивания в «стенку», был свободный строй. Каждый из участников боя старался свалить на землю противника, используя удары руками, ногами, оружием, подсечки. Конечной целью в таком виде боя было оставить лежачими на земле всех противников или сбросить с моста.

Второй вид кулачных боев, менее распространенный на территории Сибири, – бои «стенка на стенку». В этом случае враждующие «партии» выстраивались друг напротив друга в организованные ряды. Конечной задачей боя «стенка на стенку» было вытеснение за пределы поля противостоящей партии. Этот бой был более регламентированным, чем бой «свалка-сцеплялка», оружие в нем не использовалось, перед боем обязательно проверяли рукавицы на наличие свинчатки.* Однако, в некоторых деревнях было разрешено использовать удары ногами.

Третий вид кулачных боев – «один на один» – практически не встречался в сибирских деревнях. Не известны и конкретные правила проведения этого вида кулачных боев. Существующие немногочисленные упоминания о таком виде боев не дают с полной уверенностью сказать о том, были ли они вообще организованными или же это были обыкновенные драки на бытовой почве.

Кулачные бои хоть и уступали по популярности борьбе, всё же играли в жизни сибирской деревни значительную роль. Именно во время кулачных боёв происходило максимальное «выплёскивание» скопившейся агрессии, что сводило конфликтность на нет. Одновременно с этим мужчины подчеркивали свое положение: молодые парни, впервые принявшие участие в этом, признавались полноценными участниками взрослого мужского сообщества. Приобретались очень важные бойцовские навыки: умение держать строй, ориентироваться в большом скоплении противников, не бояться массового столкновения. Применение ударов ногами и оружия еще больше приближало сибирские кулачные бои к реальным боевым столкновениям. Всё это влияло на боевую подготовку сибиряков. Сибиряки-ветераны Великой Отечественной войны вспоминали, что полученные в кулачных боях навыки не раз спасали им жизнь.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Глядя на все многообразие мужских состязаний сибиряков, совершенно перестаёшь задаваться вопросом, почему сибирские воинские подразделения на протяжении всей военной истории показывали себя в высшей степени боеспособными и героическими. Каждое из состязаний развивало в сибирских крестьянах навыки, делавшие их более подготовленными к боевым действиям. Все описанные состязания развивали как физические характеристики, так и морально-психологические. Достигнув призывного возраста, каждый сибиряк уже умел обращаться с лошадью, владел навыками боя с оружием, имел представление о штурме укреплений, не боялся прямого столкновения с противником и в ближнем бою мог пустить в ход как кулаки, так и борцовские приемы. Именно такой во многом подготовленный боец мог выдерживать все сложности войны, идти храбро в атаку и создавать добрую славу воинам-сибирякам.

  • Автор статьи: Е. Рублёв

Что почитать:

    

1. Александров А.В. Происхождение русской поясной борьбы в Сибири//Проблемы истории, филологии, культуры. №4. Магнитогорск: МДП, 2010. – С. 293-305.

2. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX – начала XX века. М.: Координационно-методический центр этнологии и антропологии РАН, 1997. — 170 с.

3. Красноженова М.В. Взятие снежного городка в Енисейской губернии/ Сибирская живая старина, Иркутск. – 1924. – Вып. II.

4. Любимова Г.В. Заметки о сибирской Масленице. Взятие снежного городка/Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск: издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2002. №4.

5. Любимова Г.В. Возрастной символизм в культуре календарного праздника русского населения Сибири. XIX начало XX века. - Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 2004. – 239 с.

6. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении // Зап. РГО по отделению этнографии. – Спб., 1913. – Т. 36.

7. Новиков А. Несколько заметок о сибирской маслянице// Сибирская живая старина. Иркутск, 1929, вып. VIII – IX, С. 175 - 177.

8. Рублев Е.А. «Мужские» масленичные традиции в Сибири //Этнография Алтая и сопредельных территорий Материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета. – 2015. С. 152 – 156.

9. Уразманова Р.К. Годовой цикл традиционных обрядов и праздников сибирских татар// Сибирские татары. Казань: Институт истории АН РТ, 2002. – С. 110 – 140.

10. Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области. – Новосибирск: «Агро», 2002. – 258 с.

11. Широков А. Сибирский карнавал //Маяк. – 1844. – Т.17.

«Моя твоя понимай нету»

В 2016 году на экраны вышел фильм «Прибытие». В центре сюжета – прибытие инопланетян на Землю и попытка найти общий язык с внеземной цивилизацией...

«…Мысли закружились, пьяными стали…»

Алкоголь имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Существует даже теория, пусть и спорная, что алкоголь впервые был создан человеком...