«…Мысли закружились, пьяными стали…»

Алкоголь в жизни коренных народов Южной Сибири

История алкоголя

Алкоголь имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Существует даже теория, пусть и спорная, что алкоголь впервые был создан человеком еще до освоения огня. Сложно было бы изготавливать алкоголь без хорошей посуды. Именно поэтому мы склонны считать, что алкоголь возник одновременно с гончарным кругом, т.е. примерно с начала 4-го тысячелетия до нашей эры. Есть версия, что виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Главным аргументом для данной теории служит знаменитое исследования путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая, который наблюдал у папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, наличие знаний о приготовлении различных алкогольных напитков. Трудно сказать, насколько Сибирь отставала от остального мира в этом, если вообще отставала.

Древнейшие упоминания

Существует довольно популярный стереотип, что у сибирских народов до прихода русских колонизаторов не существовало собственной алкогольной традиции. Однако это совсем не так. Алкогольные традиции коренных народов Сибири имеют довольно древнюю и богатую историю.

Известно, что скотоводы, в основном многочисленные тюрко- и монголо-язычные народы, а также забайкальские тунгусы, познакомились с алкоголем задолго до присоединения Сибири к России. Речь идет, прежде всего, о слабоалкогольном (1—3 % спирта) кисломолочном напитке – кумысе, употребление которого в больших дозах, по наблюдениям путешественников, вызывало заметное опьянение.

Свое распространение кумыс начал из Средней Азии, из устья реки Сусамыр, где обнаружены первые свидетельства изготовления данного напитка. Археологами были найдены древние кожаные сумки, которые датируются 3500 годом до н.э, в которых были обнаружены следы забреженного молока, по составу которое напоминает современный кумыс. Способ приготовления напитка кочевники Средней Азии веками старались сохранить в тайне. Однако, это им не особо удалось, ведь именно оттуда рецепт кумыса проник в Сибирь.

Первое письменное упоминание об алкоголе у коренных народов Сибири встречается у греческого историка Геродота в трактате «История», который был написан им в V веке до нашей эры. Именно в нем «отец истории», описывая быт скифов, рассказывал, что самым популярным напитком среди их племен был напиток, который готовили путём сбивания кобыльего молока в глубоких деревянных кадках. Согласно «Истории» Геродота, скифы так сильно боялись потери секрета о изготовлении кумыса, что ослепляли всех рабов, ранее имевших причастность к его приготовлению. Учитывая ареал распространения скифских племен, можно смело делать вывод, что уже в их времена кумыс был известен в Сибири, и скорее всего, далеко не только скифам. Но данное описание сложно назвать исчерпывающим, ведь Геродотом не была описана ни культура употребления, ни способ изготовления напитка.

Доение кобылы (humus.livejournal.com)

Долгая история употребления кумыса коренными народами нам, к сожалению, не известна. Связанно это с тем, что следующая попытка описания данного напитка и традиций его употребления относится лишь к XVIII веку. Принадлежит данная попытка перу знаменитого русского ученого немецкого происхождения, Герхарда Фридриха Миллера. Описание он сделал на основе материалов, которые были собраны им в ходе «Великой Северной экспедиции» 1733-1743 годов. Миллер возглавлял «Академический отряд» экспедиции главной задачей которого была исследование архивов Сибири и изучение её флоры и фауны, а также коренных народов.

Слабый и крепкий

За десять лет экспедиции Миллер собрал многочисленные и подробные описания жизни и быта сибирских народов от воинского дела до воспитания детей. Что же касается алкоголя, во времена Миллера в употреблении у большинства сибирских народов находились два алкогольных напитка – кумыс и арака (молочная водка). То, что в Сибири прижился алкоголь, изготавливаемый на основе молока, легко объяснить – до прихода русских сибирские народы практически не развили (за исключением народов Приамурья) земледельческого хозяйства, чтобы использовать его продукты в алкогольном производстве. Напротив, скотоводство было развито значительно лучше.

Теперь перейдём к самим напиткам. Миллер довольно подробно описывает способ приготовления кумыса:

«Конское молоко в свежем виде, сразу как подоили кобылу, наливается в специально для этого изготовленный кожаный сосуд, имеющий пузатое тулово и узкую горловину, к нему доливается немного теплой воды и закваски от старого кумыса и все это часто помешивается деревянной лопаткой, пока не приходит в брожение. То, что при таком упорном помешивании всплывает поверх молока, снимается и употребляется вместо масла. Само же молоко, после того, как оно побродит один или два дня, называется кумысом и готово для питья.»

У него мы узнаем, что кумыс готовили не только из кобыльего молока, но и из коровьего, но последний не был таким же крепким. По мнению Миллера, кумыс был доступен только богачам, так как у бедняков могло не быть в хозяйстве лошадей, а соответственно, и кобыльего молока.

Среднее время брожения молока – от 8 до 14 дней. При этом каждый день в сосуд доливали молоко свежего удоя и отливали немного уже готового напитка в меньший сосуд, для употребления в этот же день. Как пишет Герхард Фридрих, у богатых кочевников данный напиток готовился круглогодично, у людей победнее – только весной, когда кобылы жеребятся. Например, у якутов, в связи с этим событием, апрель носит название Kulun-tutar-uia, то есть месяц, когда молодые жеребята привязываются для приманивания кобыл для сбора молока. Кобыл не доили в определенное время, как коров, а просто привязывали жеребят неподалеку от юрт, а кобыла, когда она чувствовала переизбыток молока, сама подходила к жеребенку и в этот момент ее доили.

Перегонка араки https://www.krasplace.ru

В тех местностях, где жители готовили кумыс, из него вытекала, и в прямом, и в переносном смысле, арака – молочная водка. Для её изготовления применялся примитивный перегонный аппарат из чугунного котелка и деревянной трубки, нагреваемый на открытом огне. Миллер оставляет следующее описание араки:

«Водка очень слабая, слабее обыкновенной, или ординарной, хлебной водки, и, кроме того, имеет неприятный для нас запах. <…> Однако крепость молочной водки бывает различной в зависимости от времени года. Лучше всего она из первого весеннего молока, а самая плохая — зимой. Можно еще сказать, что если бы кумыс перегонялся на европейский лад с холодильным бочонком и через плотно закрытые трубки, а также в приемник с узким горлом, чтобы испарение не было таким сильным, то она была бы гораздо крепче. Я неоднократно пытался объяснить этим народам наш способ, но они не проявляют к этому интереса и говорят, что их предки делали так, и поэтому они не желают вводить какие-либо новшества».

У алтайцев араку гнали из чегеня, некоего аналога кумыса, правда безалкогольного, закваска которого велась из кипяченного молока и забелоня.

Алкоголь в ритуальных целях

Кумыс и арака играли важную роль в языческих ритуалах коренных народов. Не только кумысу, но и посуде, в которой его готовили, а также чашкам, из которых его пили, придавалось сакральное значение. Самые важные религиозные праздники, в которых так или иначе принимали участие молочные алкогольные напитки, проводились весной и в начале лета, когда производилась основная масса напитков. В пример можно привести описание Миллером якутского праздника Ысыаха:

«Первое молоко якуты собирают, пока не ожеребятся все кобылы, заквашивают и делают кумыс для Ысыаха. <…> Весь заготовленный кумыс выпивается во время Ысыаха».

Об особой роли кумыса в религиозной жизни говорит то, что его употребление как обычного напитка разрешалось лишь спустя некоторое время после праздника. Похожие традиции существовали и у других народов – сибирских татар, бурятов, киргизов, алтайцев.

Подобные сведения Миллер сообщает о тюрках Красноярского уезда:

«Tun, или Ürüss, — так называют татары жертву из первого кумыса, которую они весной приносят божествам и духам. Когда весной они привязывают жеребят и начинают доить кобылиц, то первые три дня собирают молоко в Kögör и заквашивают его на кумыс. На 4 й день рано утром, еще до восхода солнца, мужчины семьи <...> отправляются с маленьким сосудом, наполненным кумысом, чашкой и ложкой в сторону от юрты в чистое поле, хотя и не очень далеко. Здесь они ждут, пока солнце не покажется над горизонтом. Как только они его увидят, кумыс наливают в чашку, глава семьи берет ложку и брызгает из чашки вначале в сторону восхода солнца, затем по кругу по ходу движения солнца во все стороны. Если это старый и опытный человек, то он называет при этом по именам божества и всех духов земли — различных рек, речек, озер, гор, скал. <...> Если поблизости имеется шаман, то и его могут взять с собой, чтобы осуществить жертвоприношение. <...> После того, как это произойдет, они возвращаются к своим юртам и угощаются в этот день новым кумысом. Женщины, однако, в этот день еще не должны пить его, а получают это удовольствие лишь на следующий день. <...> А на третий день из кумыса начинают выгонять вино».

Свадьба и фольклор

Алкоголь у многих народов мира является непременным атрибутом свадебных церемоний. Сибирские народы тут не были исключением. Например, такую особенность Миллер увидел у бурят – кумыс и арака у них были и свадебным подарком жениху, и угощением гостей.

Однако то, что увидел Миллер, это лишь внешняя сторона алкогольных традиций сибирских народов. Гораздо интереснее узнать, как они сами относились к алкоголю и какое место он занимал в их мировоззрении.

В силу естественных причин, скотоводство было развито у народов Южной Сибири, прилегающей к степной зоне. Поэтому не стоит удивляться, что именно в их фольклоре отразились традиции употребления алкоголя и типичные случаи его употребления. К примеру, в алтайском и бурятском эпосе главные герои произведений взаимодействуют с алкоголем по нескольким разным сценариям.

Угощение едой и водкой для героев народного эпоса – непременное действие при встрече гостей, а также перед прощанием с уходящим в дальний путь человеком. Обычай гостеприимства требует, чтобы на столе было все самое лучшее. В данном случает алкоголь вместе с трапезой выступает как символ достатка, богатства, радушия хозяев. Такой мотив прослеживается в бурятском эпосе «Гэсэр». Там же описывается сюжет, в котором один из героев из-за употребления алкоголя попадает в неприятности: дядя главного героя, будучи пьяным, предлагал жене своего племянника сыграть свадьбу с ним, за что и был выгнан из дома.

Бурятская юрта. На переднем плане аппарат для перегонки араки. Фото С.Б. Туманова, кон XIX века

В алтайском эпосе «Когутэй» арака выступает уже как средство подавления воли и борьбы со страхом – в одном из эпизодов персонаж эпоса пьёт араку, чтобы отправиться на верную смерть. В алтайском эпосе описываются и случаи тяжёлого опьянения героев, и шестидневные застолья, когда герои забывают о важных делах, и неспособность отдельных героев отказаться от алкогольного угощения.

В эпосе так же нашла отражение свадебная алкогольная традиция. Спиртное в эпосе позволяет увидеть то, что не заметил в своё время Миллер. Употребление спиртных напитков в традиционном обществе было прерогативой мужчин, поэтому в эпосе для того, чтобы выяснить половую принадлежность сватающего жениха, испытать его мужество, тесть главного героя пытается напоить его.

Герои эпоса использовали алкоголь даже в корыстных целях – усыпить бдительность, «развязать язык» врагов или вовсе убить их. Причём так поступать могли как положительные, так и отрицательные герои. Как, например, в бурятском сказании «Еренсей», где жена главного героя пыталась убить его, отравив алкоголем.

***

Такими многогранными были отношения коренного населения Сибири с алкоголем до контактов с русскими поселенцами. Употребление алкоголя сибирскими народами носило чаще всего сезонный и ритуальный характер, а бытового пьянства у них практически не наблюдалось. Это отмечали все путешественники, которые описывали алкогольные традиции коренных народов Сибири. Как изменились эти традиции с приходом русского населения мы расскажем в следующий раз.

  • Автор статьи: Н. Романов

Что почитать:

    

1. Элерт А. Х. Алкоголь и галлюциногены в жизни аборигенов Сибири //Наука из первых рук. – 2007. – №. 6 (18).

2. Миллер Г. Ф., Хинтцше В., Элерт А. Х. Описание сибирских народов. – Памятники исторической мысли, 2009.

3. Дмитриенко А. Н., Чухрова М. Г. Алкоголь в эпосе сибирских народов //Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №. 5. – С. 243-246.

Томское эхо «бунташного века»

К середине первого века своего существования Томск стал важным торговым городом и форпостом русских владений на юге и востоке. Но ошибки строителей...

Дело сибирских областников

Осенью 1865 года по Сибири прокатилась волна арестов по делу «Общества независимой Сибири». Представителей этой организации сейчас мы ...